Правовые коммуникации

Правовые коммуникации

ПРАВОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ — процесс осмысленного восприятия, усвоения и интерпретации правовой информации взаимодействующими в правовой сфере субъектами; процесс установления осознанных правовых контактов между отправителями (коммуникаторами) и получателями (реципиентами) правовой информации. Отсюда вытекает, что: а) не всякая правовая информация является средством для установления правовых контактов, б) правовая информация является лишь предпосылкой, а не фактором (мотивом) реализации субъектом прав и обязанностей. Как устойчивое условие действия права правовые коммуникации современного общества предполагают способность институтов власти «вбрасывать» в социальную среду через принимаемые ими государственно-правовые решения, иные правовые акции такую информацию, которая реально возбуждать соответствующее праву поведение. Юридическая политика как организационная структура правовой информации призвана наладить целенаправленную передачу, обмен и защиту информации. Возникающие при этом информационно-коммуникативные отношения будут выступать в качестве связующего процесса, обеспечивающего взаимодействие и интеграцию всех уровней правовой системы и выполнение ею интегративной и регулятивной функций, функции мотивации и социального контроля. Правовые коммуникации — это своего рода соединительная ткань, придающая правовой системе антиэнтропийные свойства — способность к сохранению целостности и наделяющая деятельность институтов, субъектов и носителей прав и обязанностей свойствами самоорганизации и саморазвития, способностями к преодолению неблагоприятных условий своего развития. Правовая система в этом смысле предстает как информационно-коммуникативная система.

Правовые коммуникации с содержательной стороны есть связующий правовую сферу процесс, представляющий собой взаимодействие разнообразных информационно-коммуникационных систем, т.е. правовых связей и отношений, которые формируются вокруг определенного устойчивого потока сообщений, связанных с решением соответствующего круга задач. Так, правовая информация и соответствующие коммуникации могут формироваться в связи с заявленными идеями реформирования судебной системы страны, следственного аппарата правоохранительных структур, принятия крупных законодательных актов (скажем, по ЖКХ, электроэнергетике), сформулированными мерами борьбы с коррупцией и транснациональной преступностью и др.

Правовые коммуникации имеют проявления на разных уровнях, среди которых указывают на семантический, технический и инфлуентальный (англ. influence — влияние). Семантический уровень связан с языком общения власти и населения, языком, при помощи которого может состояться либо не состояться коммуникация при взаимном обмене информации. Так, если текст закона или иное решение сформулировано излишне теоретизированно, то это явно снизить мобилизационные возможности правовой информации, а через нее и права. Несоответствие семантических структур типу общения, возможностям субъектов, иные изъяны вместо связи порождают коммуникационный вакуум власти и населения.

Технический уровень информационно-коммуникационных процессов предполагает, что информационная деятельность субъектов в сфере действия права рассматривается как функционирование специальных организационных структур, кадровых центров, банков данных, сетей и технологий хранения и передачи информации. Значение технического инструментария заключается в его способности передать необходимую потребителям правовую информацию.

Инфлуентальный уровень информативно-коммуникативной деятельности государства и его структур раскрывает степень влияния правовой информации на человека. На этом уровне в полной мере выявляются источники, предпосылки и факторы эффективности функционирующих на информационном рынке правовых идей и представлений. Подверженность отдельного человека и группы людей влиянию информации предполагает, что ее передача должна быть адресной, ориентированной, единой в смысловом и временном параметрах.


Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. . 2003.

Смотреть что такое "Правовые коммуникации" в других словарях:

  • Глава 20. Правовая культура — Глава 20 ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Взаимосвязь права и правовой культурыПравовая культураВиды (типы) правовой культурыПравовая куль …   Элементарные начала общей теории права

  • Российский ежегодник теории права (СПбГУ) — Разуваев Н.В., Харитонов Л.А., Черноков А.Э. Российский ежегодник теории права. № 1. 2008 / Под ред. А.В. Полякова. СПб., 2009. – 872 с. Рецензия. Представляется, что максимальную сложность для юридической науки сегодня составляет, как ни… …   Википедия

  • Правовая коммуникация — Правовая коммуникация  это проходящий в правовой сфере общественной жизни процесс передачи правовой информации от правотворческого органа к правоприменителю. Содержание 1 Структура акта правовой коммуникации 2 Упорядоченность …   Википедия

  • УПРАВЛЕНИЕ — функция организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают У. в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах. Наиболее общими… …   Философская энциклопедия

  • Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация — (CNPC) Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация это одна из крупнейших нефтегазовых компаний мира Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация занимается добычей нефти и газа, нефтехимическим производством, продажей нефтепродуктов,… …   Энциклопедия инвестора

  • Соединённые Штаты Америки — (США)         (United States of America, USA).          I. Общие сведения          США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США …   Большая советская энциклопедия

  • Киров (Кировская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Киров. Запрос «Вятка» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Киров Флаг Герб …   Википедия

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА —         влиятельное на правление в совр. нем. философии и социологии, сложилось на базе Ин та социальных исследований при Ун те во Франкфурте на Майне. Ин т организован в 20 х гг. Г. Вейлем и К. Грюнбергом (директор, издатель “Архива по истории… …   Энциклопедия культурологии

  • Лобби — В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее… …   Википедия

  • Лоббирование — В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Правовые коммуникации» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»